Трофи маршрут по Пермскому краю
На территории Пермского края очень много интереснейших, но труднодоступных природных объектов, проезд к которым возможен только на подготовленных трофи - автомобилях. Труднодоступность, как правило, связана с необходимостью проезда по дороге, "разбитой" лесовозами или промытой протекающей рядом горной рекой, либо с проездом через речные броды.
Основные точки трофи маршрута по Пермскому краю: река Березовая, камень Пехач и пещера Череп, Полюд Камень (заедем со стороны г. Чердынь), Помяненный камень, Усьвинские столбы. В начале маршрута заезжаем на Конжаковский камень, после чего, через г. Кытлым проезжаем в сторону Пермского края.
По маршруту всего два трофи - участка: между поселком Кытлым Свердловской области и городом Кизел Пермского края, а также между поселком Искор и горой Полюдов камень. Остальные точки маршрута доступны для обычных внедорожников.
Первый день трофи - маршрута
День первый: г. Екатеринбург - Иовское плато. Выехать из города получилось только в районе обеда, так что на Иовское плато, с учетом длительного подъема от грейдера Карпинск - Кытлым до плато, мы поднялись уже практически на закате.
Из г. Екатеринбурга выезжаем в сторону г. Нижний Тагил, проезжаем его стороной, двигаясь в сторону г. Серов. Не доезжая до г. Серов по указателям уходит на г. Краснотурьинск - г. Карпинск. Далее - пос. Кытлым. В г. Карпинск заправляемся до полного бака, следующая приличная заправка по нашему маршруту будет только в г. Березники.
Гора Конжаковский камень
Гора Конжаковский камень, расположенный в южной части Северного Урала, на территории Свердловской области, - одна из высочайших вершин Уральского хребта.Найденные у подножья горы, на территории Иовского плато залежи дунита, положили начало разработке карьера, и как следствие, прокладку дороги для перевозки добываемого материала.
Собственно, наличие дороги, пока не закрытой для обычных туристов, позволило осуществить авто-поездку практически до подножья Конжаковского камня.
Не доезжая до поселка Кытлым, ищем накатанный поворот направо, в сторону Иовского плато и Конжаковского камня. Координаты поворота на плато: N 59º35,444´; E 59º23,331’.
Расстояние от г. Екатеринбург до вершины Конжаковского камня составляет 475 км., в т.ч. ок. 16 км. от дороги Карпинск - Кытлым до Иовского плато, и около 4,5 км. от места стоянки автомобиля (на краю Иовского плато) до вершины горы.
Проезд на само Иовское плато закрыт - дорога перекрыта дорожной техникой. Рядом также не проехать - вдоль дороги прокопаны большие рвы. На ночлег лучше останавливаться не доезжая до плато, полянок вдоль дороги много.
Подниматься на Конжаковский камень лучше по марафонской маркированной тропе: от начала Иовского плато необходимо уйти по плато левее, ориентируясь на вешки, расставленные вдоль марафонской трассы.
Координаты Конжаковского камня: N 59º37,915´; E 59º08,052’.
На ночлег остаемся у подъезда к Иовскому плато.
Второй день трофи - маршрута
С самого утра идем на Конжаковский камень. Погода в горах очень переменчива, в течение одного часа яркое солнце может вполне смениться моросящим дождем. Так что для подъема на Конжак лучше взять непромокаемую теплую куртку.
Вдоволь насмотревшись на красоты Конжаковского камня, спускаемся вниз, едем в сторону пос. Кытлым. В случае необходимости, в поселке покупаем продукты.
Далее наш маршрут проходит по старому, весьма "разбитому" грейдеру. Проезжаем у подножья Косьвинского камня. К сожалению, так не вовремя начавшийся дождь, вынудил немного скорректировать планы - подниматься на Косьвинский камень не стали.
Проезжаем стороной поселок Усть - Тылай, вернее, то, что от него осталось... По дороге нам встречается незамысловатый и уже весьма обшарпанный знак "Европа - Азия". Проезжаем несколько больших и маленьких бродов через реки, включая реку Тылай.
Каких либо сложностей для проезда по реке Тылай не было, чего не скажешь про брод через реку Тыпыл. Река гораздо шире, и пересекая ее лучше всего ориентироваться по "каменным островкам". Но, прежде чем проехать, стоит пройти пешком - посмотреть глубину. В противном случае, воды в салоне вам не избежать.
Мораль стара, как жизнь: "Не зная брода, не суйся в воду". И, если, не дай Бог (!) умудрились попасть в воду "по самые уши", чем быстрее будет заглушен двигатель, тем больше шансов добраться до дома своим ходом.
После обильных дождей, проезд брода через реку Тыпыл может быть проблематичным и для трофи - автомобилей.
На ночлег остановились недалеко от брода через Тыпыл, на берегу, практически у слияния рек Тыпыл и Косьва. Координаты полянки: N 59º31,792´; E 58º41,353’.
Третий день трофи - маршрута
Часть третьего дня ушло на проезд вдоль реки Косьва. Особо проблемных бродов на это участке не было, но пару раз приходилось пользоваться лебедкой: промоины на дороге и мокрые камни и грунт существенно затрудняют проезд.
С каждым годом глубина промоин явно увеличивается, поэтому наличие не только лебедки, но и пилы, лишним не будет. По дороге периодически ездят рыбаки - охотники, да такие же туристы, по пути осуществляя импровизированный ремонт дороги: то камушки подложат, то пару бревнышек в ямку подкинут.
Проехав по грейдеру, выезжаем в "цивилизацию" - к городу Кизел, Пермский край. Далее нам предстоит достаточно длинный перегон по асфальту. Проезжаем: Александровск - Айва - Березники - Соликамск - Чердынь - Ныроб - поселок Валай - поселок Вижай. Не доезжая до поселка Вижай, уходим по грейдеру в сторону реки Березовая. Дорога после Ныроба - вполне приличный грейдер.
Поворот к реке Березовая, координаты: N 60º53,415´; E 57º46,013’.
Дорога к реке Березовой - грейдер, постепенно разбиваемый лесовозами. Спуск с грейдера, связывающего поселки Вижай - Валай, проходит через ров. Когда-то через ров был деревянный мостик, который "нечаянно" был продавлен лесовозом. Рядом с мостом прорубили лес, получившуюся тропу "замостили" доской - обрезкой, и получился вполне сносный проезд. В сухую погоду проблем с проездом через этот участок нет.
На ночлег остановились на берегу Березовой. Проблем с дровами там нет. Связь не работает.
Координаты поляны на реке Березовая: N 60º50,494´; E 57º45,494’.
Четвертый день трофи - маршрута по Пермскому краю
Четвертый день нашего трофи - маршрута посвящаем пешему походу к камню Пехач и пещере Череп. Наличие лодки с мотором может существенно упростить процесс передвижения.
Река Березовая, камень Пехач, пещера Череп
Река Березовая - таежная река, протекающая по территории Чердынского района Пермского края, интересная своими прибрежными природными достопримечательностями. Вдоль берегов реки Березовой возвышаются несколько десятков красивейший скал - великанов: камень Еран, Дыроватый, Березовский, Пехач...Но только в недрах прибрежной тайги реки Березовой расположена уникальная пещера Череп.
Вид пещеры настолько похож на настоящий человеческий череп, что создается впечатление, будто где - то в глубине земли есть и его продолжение - шея, туловище, руки - ноги. У подножья камня Пехач спряталась от любопытных глаз и ледяная пещера Медео.
Пешая часть маршрута, от стоянки до самой дальней точки - пещеры Череп составила примерно 2,6 километра. К камню и пещерам идем по берегу вдоль реки Березовая, ниже по течению реки, по еле видимой тропе. Периодически приходится перескакивать через ручьи и поваленные деревья.
Координаты пещеры Медео: N 60º50,438´; E 57º43,409’.
Координаты пещеры Череп: N 60º50,557´; E 57º43,665’.
Координаты поляны, с которой начинается тропа к пещерам и на верх камня Пехач: N 60º50,176´; E 57º43,523’.
Следующую ночь также проводим на берегу реки Березовая.
Пятый день трофи - маршрута
Пятый день посвящаем проезду и подъему на гору Полюдов камень, именуемый также камень Полюд.
Гора Полюдов камень, также называемая камень Полюд, расположена в Красновишерском районе Пермского края, примерно в семи километрах от города Красновишерск.Высота горы составляет 527 метров над уровнем моря, вершина горы венчается большой площадкой, обрывающейся высокой каменной стеной. С вершины горы открывается превосходный вид на окрестности. Видны и камень Ветлан, и город Красновишерск.
Заезжаем со стороны поселка Искор. Дорога - грейдер, местами разбитый лесовозами. По дороге проезжаем пару мелких бродов и более крупный брод через реку Низьва.
GPS координаты Камня Полюд: N 60º 29.076´; E 57º 00.230'
Обратно возвращаемся тем же путем, как и приехали. Можно было поискать паром через Вишеру на противоположный берег - к городу Красновишерску, но делать этого не стали - предпочли поехать тем же путем, как и приехали.
На ночлег останавливаемся на берегу реки Вишера, недалеко от поселка Рябинино.
Координаты полянки для ночлега: N 60º 19.806´; E 56º 31.428'.
Единственный недостаток ночлега недалеко от поселка Рябинино - очень хорошая слышимость автотранспорта, проезжающего по мосту через реку, шум от которого разносится по реке на несколько километров.
Шестой день трофи - маршрута
Очень активный получился день.
Ранний подъем - проезд до города Красновишерск и далее к горе Помяненный камень.
Помяненный камень, он же Колчимский камень, - массивная скальная гряда, расположенная в Красновишерском районе Пермского края, примерно в 35 километрах от города Красновишерск.Выехав от берега реки Вишера, едем в сторону го. Красновишерск. Проезжаем через город и движемся в сторону поселка поселка Волынка. Дорога - вполне приличный грейдер. Не доезжая до поселка, примерно в 35 километрах от г. Красновишерск, необходимо уйти направо по лесной дороге. В нескольких местах по дороге стоят указатели.
Хребет виден издалека и представлен вытянутой формой, протянувшейся практически на 9 километров с северо - востока на юго - запад. Если смотреть со стороны, очертания хребта очень похожи на спину дракона - великана, прилегшего отдохнуть много веков назад.
Высота горы составляет 780 метров, максимальная высота скальных останцев достигает 30 метров. На некоторые вершинки можно подняться даже неподготовленным туристам.
Пешая часть маршрута составляет порядка 5 километров. Часть пути проходит по заболоченному предлеску, так что непромокаемая обувь просто необходима. Далее путь идет через лес, пронизанный парочкой ручьев, и выходит на курумник.
GPS координаты Помяненного камня: N 60º 20.520´; E 57º 36.750'.
При желании, на ночлег можно остановиться там же. Благо, подходящих полянок предостаточно.
Тем временем, наш путь завернул в сторону дома. Обратная дорога: г. Красновишерск - г. Соликамск - г. Березники - г. Губаха. В г. Губаха, а точнее - в поселке Новая Губаха, приспичило нам заехать на гору Крестовая (см. трек).
Высота горы составляет 473 метра над уровнем моря. Есть и скальные останцы, венчающие вершину горы. Сама вершина больше похожа на большое каменное плато, имеющее небольшой уклон. Город с горы, к сожалению не виден, но для похода выходного дня для жителей г. Губаха гора очень даже подходит.
Судя по натоптанной к скалам тропе, место очень даже посещаемое. Координаты горы Крестовая: N 58º50,841´; E 57º34,872’.
Пьем чай, и едем дальше. Сегодня нам нужно добраться до Усьвинских столбов.
Последняя туристическая точка маршрута - Усьвинские столбы, расположенные на реке Усьва, недалеко от одноименного поселка. Приехали вечером. Расположились на ночлег. В будни народу не много, так что с местами проблем не было. В выходные дни, особенно в теплую погоду, все берега заняты как автотуристами, так и туристами сплавщиками.
Седьмой день автомобильного трофи маршрута по Пермскому краю
Усьвинские столбы - это великолепная каменная гряда, выросшая вдоль берега реки Усьва Пермского края. Усьвинские столбы, высота которых достигает 120 метров, выглядят поистине впечатляюще, и поразят любого, даже искушенного туриста.Река Усьва и ее скалы - исполины, уже давно облюбована туристами - сплавщиками. В то же время столбы доступны и для автотуристов, путешествующих на автомобилях - внедорожниках, и для пеших туристов.
Для проезда к Усьвинским столбам необходимо заехать в поселок Нагорнский, переехать железнодорожные пути, и выехать на грейдер, идущий вдоль газопровода и ведущий к реке Усьва. Упираемся в реку и сворачиваем направо к скалам. На внедорожнике проехать можно практически к началу тропы, ведущей на верх скал.
Ориентир для подъема на верх скал - тропа, начинающаяся сразу после беседки (за беседкой необходимо повернуть направо, ориентируясь на самую натоптанную тропу). От беседки до вершины - около 700 метров.
Координаты Усьвинских столбов: N 58º39,243´; E 57º34,190’.
После подъема на Усьвинские столбы, дорога домой, в Екатеринбург.
Небольшой итог по результатам трофи поездки
Маршрут рассчитан на подготовленные внедорожники. Продолжительность маршрута составляет семь дней, протяженность - около 1 500 км. Ночлег в палатке (в машине). Время поездки - 11 - 17 июня 2016 года.
Лебедку разматывали два раза - на участке между пос. Кытлым и г. Кизел, вдоль реки Косьва, - по дороге несколько промоин.
Из серьезных поломок - только необходимость тщательного вытирания и просушки салона после брода через реку Тыпыл.
Запасная канистра с дизелем не пригодилась, бака с топливом хватило на самый сложный участок.
Бензопилу также не доставали, - упавшее на дорогу дерево удалось развернуть с помощью лебедки.
P.S. Все треки - внизу страницы.
Возможно, вам будет интересно:
Путешествие по Пермскому краю на автомобиле
Автомаршрут по Западному Казахстану
- Войдите, чтобы оставлять комментарии