Чердынь, достопримечательности

Кредиты для бизнеса банк Уралфинанс Екатеринбург

По сути, Чердынь - историческая достопримечательность. В каждом уголке, в каждом Чердынском доме можно найти отголоски истории становления и развития Прикамья.

Источник исторической информации о городе Чердынь: В.В. Косточкин «Чердынь, Соликамск, Усолье». М. «Строиздат», 1988г.

История Чердыни

Чердынь – самый древний город Прикамья. Он расположен в глубине таежных лесов Пермской области, на правом берегу быстротечной реки Колвы, в шести километрах от слияния ее с Вишерой. На высоком овражистом берегу и стоят его немногочисленные строения. Исторические сведения о Чердыни крайне скупы и отрывочны. Неизвестно и время основания города…

Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография

Многочисленные курганы и давно забытые городища, существующие по берегам Колвы и Вишеры, вместе с различными археологическими находками, сделанными как в самом городе, так и поблизости от него, говорят, что в районе Чердыни человек поселился очень давно, примерно в VIII веке.

В далеком прошлом Чердынь нередко называли Пермью Великой, отождествляя ее с наименованием края. Считается, что в X – XII веках именно она и вела обширную торговлю с далекими землями – сперва с волжскими булгарами и Ираном, а позднее с Великим Новгородом и северными народами. Тогда город был будто бы торговым центром на пути, который соединял бассейн Камы с бассейном Печоры, шел к Ледовитому океану и расположенной сравнительно недалеко от устья Печоры Новой Земле. Это находит отклик в почти забытом предании, согласно которому Чердынь славилась когда – то во всем крае, а ее купцы добирались до Каспийского моря на юре и «Скифского» (Ледовитого) океана на севере.

Куфические арабские монеты IX – X веков, найденные в Чердынском уезде, серебряный сосуд XII века с Ближнего Востока и поясной набор серебряных блях с зеленью, обнаруженные в селе Вильгорт, серебряные чаши и ковши с рельефными изображениями слонов, страусов, крокодилов и тигров, извлеченные из земли в окрестностях Чердыни, а также монеты Абу-Саид-хана (1327 – 1332) и Хозыр – хана (1372), подобранные при земляных работах в том же уезде, вносят в это предание элемент реальности.

В те далекие времена город располагался, якобы, южнее современного, на реке Каме, там, где теперь находится село Пянтег. Часто посещали его заморские гости, поднимавшиеся на судах по течению Волги. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покча, а затем оказалась уже на занимаемом ныне месте.

Вполне достоверные сведения о Чердыни относятся, однако, лишь ко второй половине XV века – времени объединения русских земель и сложения Русского централизованного государства. В ту пору Верхнее Прикамье стало привлекать особое внимание Ивана III (1462 – 1505). В 1462 году сюда, в Пермь Великую, по Вятке и Каме, вместе с Устюжанами вологжанами и галичанами проникает московская рать, а через десять лет, в 1472 году, назначается епископом игумен Филофей и присылается воеводой устюжский князь Федор Давыдович Пестрый. В то же время Чердынь входит в состав Московского великого княжества. Вновь название города в источниках встречается под 1481 годом. В этом году Андрей Мишнев «с шилники и с устюжаны» ходил в Пермь Великую и побил «вогулич под Чердынем».

Основу Чердыни конца XV века составляла деревянная крепость, срублена у впадения Почки в Колву князем Федором Пестрым при окончательном завоевании им Перми в 1472 году. Впоследствии на ее месте выросли новые укрепления; в 1504 году «город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил на Почке новый» - скупо сообщил о их появлении Великоустюжский летописец.

Тогда Чердынь была центром удельного княжества и имела призрачную самостоятельность. Каким был ее «новый» город – сказать трудно. Известно, однако, что после его появления коми – пермятский князь Матвей, находившийся в вассальной зависимости от великого князя, был великопермским князем очень недолго. На следующий год, как сообщает тот же источник, Иван III, проводя политику упрочения своего влияния в собранных под единым началом Москвы землях, «свел с Великия Перми вотчича князя Матфия Михайловича», то есть полностью ликвидировал условную самостоятельность Чердыни, а «на Великую Пермь послал наместника своего князя Василия Андреевича Ковра».

В Чердынь, или Пермь Великую, Василий Ковра приехал в «неделю цветную» и почти сразу был вынужден дать отпор вражеским силам, так как «в понедельник на страстной неделе» к Чердыни «рать пришла без вести ис Тюмени, Кулук салтан Ивака царев сын з братею и з детьми». Правда, города тюменцы не взяли, но «землю извоевали» и «русаков вывели с Усолья на Каме». Это вынудило князя Василия принять ответные меры; несмотря на «полую воду», он незамедлительно послал за ними в погоню «русаков на судах», которые в Сылве на перевозе не только догнали, но и побили «заднюю» заставу тюменцев.

Позднее, уже в начале XVI века, мы находим Чердынь на высоком берегу Колвы, у впадения в нее Чердынки, в средней части современного города, на так называемой Троицкой горе. Сейчас здесь виднеются остатки земляного вала, перегораживающего большой мыс косогористого берега реки. Весьма неприступной была расположенная на нем деревянная крепость, прикрытая по сторонам глубокими оврагами. Она была срублена в 1535 году Давыдом Семеновым, сыном Курчевым, имела острожные стены, шесть башен, четверо ворот и один тайник.

Тогда это был главный город Перми Великой. Через него из Камы по Вишере проходила единственная дорога за Камень (Уральский кряж), и он начинал играть важную роль в освоении Сибири.

Значение Чердыни сильно возросло во второй половине XVI века. В то время город превратился в важный перевалочный пункт перед Уральским хребтом, где останавливались на зимовку все двигавшиеся на восток караваны. Именно в Чердыни они волоком добирались весной до реки Лозьвы, а затем по руслам Тавды и Тобола сплавлялись к основанной в 1685 году Тюмени. Это способствовало росту населения Чердыни и увеличению ее территории. По переписи Ивана Яхонтова 1579 года в ней насчитывалось 290 дворов и 326 человек жителей. Тогда это был самый крайний город на востоке европейской части Русского государства и самый крупный населенный пункт в районе Прикамья. Количеством строений и числом жителей он намного превышал свой «пригород» Соликамск.

На исходе 16 века были в Чердыни и свои промыслы; семь соляных варниц располагалось в 1579 году неподалеку от города. Чердынцы не только сбывали соль на собственном рынке, но и продавали купцам, двигавшимся через город из Сибири на Запад. Впрочем, Чердынь никогда не была богата солью, и в отличие от расположенного южнее Соликамска не играла видной роли в солеваренной промышленности края. Здесь соляной промысел имел глубоко локальный характер и был очень небольшим.

Значительно сильнее в Чердыни были развиты землепашество, продуктовое скотоводство, рыбная ловля и торговля. Чердынцы вели ее не только с соседними вогулами и остяками, но и ездили с разными товарами к Тюменскому волоку. При этом, торговые люди Чердыни ревниво охраняли свои права от наместничьих людей, которые пытались захватить эту торговлю в свои руки и всячески мешали другим купцам вести дела с вогулами и остяками, пока сами не закончат. Им даже удалось получить правительственную грамоту, запрещавшую пермским наместникам и их людям вести торг с этими народами и получить особую привилегию на право торговли с Великим Устюгом, Вычегдой и Вяткой. Приезжим же людям из Москвы, Новгорода, Твери и других городов было категорически запрещено торговать в Перми Великой, но сами чердынцы лишились права ездить с товарами в Москву. Это хотя и давало им определенные преимущества, но стесняло их действия и сказывалось на росте города.

На дальнейшую судьбу Чердыни сильно повлияло также открытие новой «государевой Верхотурской дороги», известной более под названием Бабиновой. Разведанная верхнеусольским крестьянином Артемом Бабиновым в 1595 году, она пошла от Соликамска на Тюмень уже не окружным маршрутом, длиной около 2000 верст, как это было раньше, по руслам Камы и Вишеры через Чердынь, а прямо, более коротким путем протяженностью всего лишь в 250 верст, через Уральский перевал к верховьям Туры и основанному на ней городу Верхотурье. Это сразу сократило сроки доставки грузов в Сибирь, достичь которой можно было уже за один навигационный сезон. Однако Чердынь оказалась в стороне от этого более короткого пути и перестала играть роль перевалочного пункта перед грядой Уральских гор.

В начале следующего столетия, когда Бабинова дорога, в связи с распоряжением правительства, стала единственной дозволенной дорогой в Сибирь, значение Чердыни снизилось еще больше. Ее деревянная крепость пришла в негодное состояние , пустеют ранее обжитые дома, сокращается количество чердынских торговых людей. И хотя по писцовой книге Михаила Кайсарова в городе в 1624 году насчитывалось 275 дворов и 309 человек жителей, его дельнейший рост был приостановлен. Позднее, в 1636 году, когда Чердынь перестала получать воевод и административно подчинилась возвысившемуся Соликамску, ее размеры быстро сокращаются. Уменьшению города способствовал и грандиозный пожар 1638 года, уничтоживший его церкви, 99 лучших дворов, 5 дворов бобыльских и все торговые лавки. Это было страшное бедствие для города, уже приходившего в упадок.

Положение изменилось после 1640 года, когда вблизи Чердыни начал работать металлургический завод. Однако восстание посадских людей в 1648 году вновь накладывает отпечаток на развитие города.

В то время Чердынь и Чердынский уезд становятся районом производства древесных строительных материалов. Чердынцы справляют лес по Колве, Вишере, Каме и Волге, торгуя им в Казани, занимаются выделкой деревянных изделий, сбыт которых неуклонно растет к концу столетия. Немалой известностью пользовались в ту пору и чердынские плотники. Чуть ли не на протяжении всего 17 века на Чердыни лежала обременительная повинность ежегодно посылать плотников в Верхотурье, где они вместе с плотниками Устюга Великого, Соли Вычегодской и других приморских городов использовались на постройке судов, развозивших хлеб по Сибири.

Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография

Одновременно Чердынские плотники трудились и в своем городе. Они строили избы местных жителей с просторными сенями по сторонам горниц, рубили амбары и другие хозяйственные постройки. Приходилось им возводить и деревянные церкви. Новый Воскресенский собор, срубленный ими в 1700 году, пользовался таким же уважением граждан, как и более старый, сгоревший годом раньше. Однако в целом жизнь чердынцев протекала уже в лоне быстро процветавшего Соликамска. Именно Соликамск, экономическое значение которого все больше и больше выходило за пределы Урала, и притягивал к себе особое внимание. Как бы придатком стала для него в то время Чердынь. И не случайно, что по переписи князя Солнцева в ней в 1722 году, в пору экономического процветания Прикамья и роста быстро набиравшего силу Усолья, насчитывалось всего лишь 817 душ населения. Правда, в середине и второй половине столетья в Чердыни строятся новые каменные храмы, оказывающие влияние на ее архитектурный облик, но плановая структура города остается прежней. Кривые улицы, тяготеющие к берегу Колвы, и неправильные, разной величины и формы, кварталы, застроенные деревянными домами обывателей, - вот самая общая характеристика плановой структуры Чердыни 18 века.


Только во второй половине столетия, уже после правительственного указа 1763 года о «сделании» всем губернским городам новых планов, на старую сетку улиц Чердыни была наложена новая, геометрически четкая, а его планировка стала постепенно упорядочиваться. Тогда же (1783 год) был утвержден и городской герб (лось на серебряном фоне). Но несмотря на это, Чердынь и в конце 18 века оставалась небольшим провинциальным городком.

Ее дальнейшему упадку способствовал грандиозный пожар 1792 года, во время которого выгорел почти весь город. Огнем были повреждены четыре его каменных храма, сгорел Троицкий собор в старом кремле, все приходские рубленые церкви и более 100 дворов жителей. В огне пожара, «растопившего» даже двухсотпудовый соборный колокол, погибли и некоторые чердынцы. В городе уцелело только 35 домов и мужской Богоявленский монастырь, стоявший на его окраине. Это обусловило вскоре новое строительство Чердыни. На исходе 18 века и в начале 19 века она застраивалась уже на основе регулярной планировки и наряду с деревянными, начала получать также каменные двухэтажные жилые дома, которые выстраиваются в одну линию вдоль новых, четко разбитых тогда улиц. При этом чердынцы строят их не так как старые, а уподобляют домам чиновников, меняя планировку, увеличивая число комнат, по – новому расставляя в них мебель и украшают главные помещения большим количеством богато убранных икон.

Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография Чердынь, достопримечательности фотография

Подобного рода каменные и, особенно, деревянные дома возводились в Чердыни и позднее, однако в целом город сохранял тот облик, который он приобрел после пожара 1792 года.

Позднее в Чердыни появилось шесть кожевенных заводов, оказавших влияние на ее развитие, а в 1857 году было построено даже здание торговых рядов, но город по – прежнему считался «медвежьим углом» России и оставался очень небольшим. В нем в 1861 году было менее трех с половиной тысяч жителей и всего лишь 602 здания (33 каменных и 569 деревянных). Среди них каменные храмы 18 века занимали главное место.

Современная Чердынь насчитывает несколько тысяч жителей. Это небольшой городок, застроенный двухэтажными деревянными и каменными домами. Словно обелиски поднимаются над их крышами старинные храмы. Их немного, но все они определяют художественный облик города.

Достопримечательности Чердыни, что можно посмотреть в Чердыни

Иоанно – Богословская церковь

Чердынь, достопримечательности фотография
Одна из самых интересных достопримечательностей Чердыни - самая старая постройка – Иоанно – Богословская церковь 1718 года. Она стоит рядом с глубоким оврагом, у кромки берегового откоса, круто уходящего в речную долину.

Когда – то здесь была окраина города и располагался монастырь Иоанна Богослова, еще в 1580 году получивший привилегии от Ивана Грозного. Тогда это была самая древняя обитель на Урале. В 1631 году монастырь был приписан к Троице – Сергиевской лавре под Москвой.

В пожар 1700 года два его деревянных храма сгорели. Существующая каменная церковь, окруженная простой железной оградой с кирпичными столбами и трехпролетными воротами, встала на их место. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. Она предписывала готовить на строительство церкви «каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовала, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывала, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают».

Так и выстроили ее безвестные каменщики, выдержав и «правила и устав». Ими руководил приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проехавший через город несколькими годами раньше (1705г.). Он же прислал на ее строительство пленных шведов, сосланных в Прикамье Петром 1 после Полтавской битвы 1709 года.

Чердынский краеведческий музей

Не менее интересен с точки зрения истории и краеведения - Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина.

История образования Чердынского краеведческого музея началась в 1899 году, в год празднования 100 - летия со дня рождения А.С. Пушкина. В Чердынское уездное земство от учителей поступило предложение "увековечить память поэта". И 16 марта 1899 года на уездном земском собрании было принято решение создать общеобразовательный музей имени А.С. Пушкина.

Были выделены денежные средства для приобретения наглядных пособий для музея. Несколько позже, в 1918 году, музей имени А.С. Пушкина был объединен с археологическим музеем, получившим название Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина.

Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография

В 1924 году музей был перемещен в здание бывшей Чердынской Уездной Земской Управы, где и расположен в настоящее время.

Имея в своих выставочных залах уникальные исторические артефакты, включая, например, оковы, в которые был заточен в Ныробской яме М.Н. Романов, Чердынский краеведческий музей имеет немаловажное значение в линейке достопримечательностей не только самой Чердыни и Пермского края, но и в истории освоения Сибири.

Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография Краеведческий музей им. А.С. Пушкина город Чердынь фотография

Краеведческий музей им. А.С. Пушкина расположен: г. Чердынь, ул. Юргановская, 69.

В 2000 году у Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина в здании бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы открылся второй филиал - музей истории веры.

Музей истории веры

Официальной датой открытия музея истории веры, является 28 августа 2000 года, - день Успения Пресвятой Богородицы. Музей открыт в храме Успения Пресвятой Богородицы, построенном на месте закрытого в 1764 году Чердынского женского монастыря. Строительство храма осуществлялось с 1757 по 1784 годы.

Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография

На стенах храма до сих пор сохранились росписи стен и сводов, выполненных мастером Сафоновым.

Экспозиция музея содержит и облачения священнослужителей, и священные сосуды и иконы, Святые плащаницы и многие другие артефакты, возраст которых составляет более 200 лет...

Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография Достопримечательности Чердыни: Музей истории веры фотография

Музей истории веры расположен по адресу: г. Чердынь, ул. Успенская, 59.

Как проехать до города Чердынь:

Маршрут рассчитан на стандартные легковые автомобили. Расстояние от г. Екатеринбург - около 660 км., от г. Пермь - около 300 км.

Из г. Екатеринбург до г. Чердынь можно проехать двумя способами:

1) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Нижний Тагил, Н.Тагил проезжаем по объездной - стороной проехав г. Верхняя Тура, по указателям уходим в сторону г. Чусовой Пермского края, ориентируясь на поселок Промысла.
Проезжаем Промысла - г. Гремячинск - пос. Усьва - г. Соликамск - г. Чердынь.

2) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Пермь - далее уходим на г. Соликамск - г. Чердынь.
Расстояние в обоих случаях примерно одинаково.

Дорога до города Чердынь - везде вполне приличный асфальт.

Совместить поездку в город Чердынь:

Путешествие по Пермскому краю на автомобиле
Соликамск, история и достопримечательности Соликамска

Похожие маршруты:

Город Карабаш
Достопримечательности Тобольска
Поселок Суксун - родина самоваров