Малобулзинская заимка женского Ново-Тихвинского монастыря (заброшенная)
История Малобулзинской заимки женского Ново - Тихвинского монастыря начинается с с первой половины 19 века.
Согласно информации Церковно – научного центра «Православная энциклопедия», в 1837 г. состоятельная жена чиновника Аграфена Федоровна Горбунова завещала Ново – Тихвинскому женскому монастырю в 90 верстах к югу от Екатеринбурга участок земли более 307 десятин, на котором монастырь основал Малобулзинскую заимку.
В 1850-1856 ее территория увеличилась за счет пожертвований статского советника Порфирия Павловича Карпова и его брата коллежского советника Авенира Павловича до 513 десятин 800 саженей.
Само Малобулзинское (Булзинское) подворье было заложено в 60-х годах XIX века. Сначала на хуторе был построен балаган, но он был не очень надежен, и во время дождя его обитательницы промокали насквозь.
Пищу готовили на костре возле балагана. Ближайшая церковь находилась в 10 верстах от хутора, но добраться до нее было сложно. Сестры были вынуждены ездить в Екатеринбургский монастырь для Исповеди и Причастия, а монастырский священник приезжал на хутор для совершения молебнов в благословение полей.
Болотистая местность и наличие маленьких, но глубоких речек затрудняло подобные путешествия. Зимой же все дороги переметались снегом, и выехать не было никакой возможности.
Принимая все это во внимание, настоятельница монастыря игумения Магдалина приступила к устройству на хуторе жилых помещений и церкви. Строительные материалы (камень, глина и известь) нашлись недалеко от места стройки.
Местные жители помогли с рытьем рвов для фундаментов, под престол монахини вынули землю сами. После постройки жилых домов и хозяйственных помещений на хуторе постоянно проживало до 30 сестер и 10 работников, в летнее время количество проживающих удваивалось.
Они занимались элитным семеноводством, разводили породистый крупно-рогатый скот, имели большое дойное стадо.
Закладка каменного храма совершилась 12 мая 1881 года Преосвященнейшим Вениамином, епископом Екатеринбургским. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения, в том числе каменный собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Святой Магдалины.
После варварского налета в 1920 годах большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом 6 монахинь, подворье было разграблено и завершило свое существование. В последующие годы постройки хаотически разбирались, материал увозился в соседние селенья, а оскверненный храм, лишенный дверей, окон и полов, остался одиноко стоять на зарастающей деревьями и кустарником территории.
После изгнания монахинь церковь разграбили, к имеющимся помещениям построили несколько бараков и на их базе в 1919 году создали коммуну «Свобода». Земли коммуны и людей, ее обрабатывающих, прикрепили к Щербаковскому спиртзаводу, чтобы обеспечить его сырьем – картофелем (стране нужен был спирт!). К 1923 году коммуна развалилась сама.
От названия этой коммуны место, где раньше был монастырь, стали называть "Свободой".
В 20-30-е годы ХХ века, после выделения Челябинской области, подворье оказалось на ее территории. Сейчас поселение заброшено. Из всех построек сохранились только храм, несколько погребов и башенка.
Он был вновь «найден», а точнее - обретен для общества уже в самом начале нового, ХХI столетия.
Православные энтузиасты вытащили из храма мусор, почистили территорию, вскрыв фундаменты разрушенных построек, замазали на стенах собора скабрезные надписи.
По заявке нынешнего монастырского руководства Ново-Тихвинской обители специалисты выполнили обмеры сооружения, сделали обследования технического состояния стен и сводов, оценили несущую прочность конструкций и узлов.
Осмотрев территорию с оставшимися фрагментами зданий, сразу обратили внимание на сухие глубокие колодцы, положение которых укладывалось в некую систему. Колодцы в большинстве имели стены, выложенные из тесаного камня, а некоторые были обшиты деревянными толстыми плахами.
Были найдены подземные скиты - куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия, по-видимому для печных труб. В период деятельности коммуны там хранился картофель и иной сельскохозяйственный урожай, а отверстия использовались как отдушины…
В одном из погребов (келий ?) до сих пор чувствуется сильнейший запах картофеля….
Геофизики со своими приборами вкупе с лозоходцами с их рамками обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей.
На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление - в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории.
Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они, эти колодцы, являются либо вентиляционными устройствами, либо выходами из подземелий.
Интересно, что после анализа геофизических данных была определена ширина этих ходов. Она оказалась классической - 70 сантиметров.
Симеоновский собор, несомненно, имел глубокий двухуровневый подвал. Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья. В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проема.
Может быть, за ним разгадка всех тайн монастырского подворья, о которых ничего не рассказали шесть расстрелянных монахинь?
Как проехать до Малобулзинской заимки, координаты GPS:
Координаты Малобулзинской заимки: N: 56 ‘ 09,873; E: 61’ 05,857.
Из г. Екатеринбург: выезжаем в сторону г. Челябинск, в районе п. Тюбук (по указателям на п. Багаряк) сворачиваем к п. Булзи. По поселку едем по центральной (главной) улице в сторону разрушенной церкви. Через мост пересекаем реку Синара. Доезжаем до перекрестка с уходящей налево широкой бетонной дорогой (она нам не нужна), и перед каменным домом старинной постройки уходим направо в поля. Далее едем по треку (по треку ок. 15 км). Расстояние от г. Екатеринбурга около 125 км.Из г. Челябинск: выезжаем в сторону г. Екатеринбург, в районе п. Тюбук (по указателям на п. Багаряк) сворачиваем к п. Булзи. По поселку едем по центральной (главной) улице в сторону разрушенной церкви. Через мост пересекаем реку Синара. Доезжаем до перекрестка с уходящей налево широкой бетонной дорогой (она нам не нужна), и перед каменным домом старинной постройки уходим направо в поля. Далее едем по треку (по треку ок. 15 км). Расстояние от г. Челябинск около 135 км.
Из г. Тюмень: выезжаем в сторону г. Шадринск, проезжаем г. Далматово, стороной проходим г. Каменск - Уральский, в районе п. Тюбук (по указателям на п. Багаряк) сворачиваем к п. Булзи. По поселку едем по центральной (главной) улице в сторону разрушенной церкви. Через мост пересекаем реку Синара. Доезжаем до перекрестка с уходящей налево широкой бетонной дорогой (она нам не нужна), и перед каменным домом старинной постройки уходим направо в поля. Далее едем по треку (по треку ок. 15 км). Расстояние от г. Тюмень около 410 км.
Из г. Пермь: выезжаем в сторону г. Екатеринбург, за Екатеринбургом ориентируемся в сторону г. Челябинск, в районе п. Тюбук (по указателям на п. Багаряк) сворачиваем к п. Булзи. По поселку едем по центральной (главной) улице в сторону разрушенной церкви. Через мост пересекаем реку Синара. Доезжаем до перекрестка с уходящей налево широкой бетонной дорогой (она нам не нужна), и перед каменным домом старинной постройки уходим направо в поля. Далее едем по треку (по треку ок. 15 км). Расстояние от г. Пермь около 475 км.
Из г. Уфа: выезжаем в сторону г. Златоуст, г Кыштым, г. Касли, в районе п. Тюбук (по указателям на п. Багаряк) сворачиваем к п. Булзи. По поселку едем по центральной (главной) улице в сторону разрушенной церкви. Через мост пересекаем реку Синара. Доезжаем до перекрестка с уходящей налево широкой бетонной дорогой (она нам не нужна), и перед каменным домом старинной постройки уходим направо в поля. Далее едем по треку (по треку ок. 15 км). Расстояние от г. Уфа около 475 км.
Похожие маршруты:
Храм в селе Смолинское
Наследницкая крепость
Верхотурье - Меркушино, храмы Урала
Полезная информация для автотуристов:
Какие продукты взять на природу
Какую одежду взять в поездку
Походная аптечка туриста
- Войдите, чтобы оставлять комментарии