Виадуки Красноуфимского района, Свердловская область

Безусловно, активно путешествующих туристов не удивить мостами - виадуками. И чем гористее местность, по которой проходит автомобильная или железная дорога, тем больше вероятность увидеть на ней мост необычной формы.

На Урале виадуки можно встретить, пожалуй, только в Красноуфимском районе Свердловской области. Причем, их концентрация на небольшой район, вполне позволяет провести поездку выходного дня. Каждый Красноуфимский виадук не только имеет свой индивидуальный вид, но и свою историю.

Что такое виадук

Виадук - сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, или горным ущельем. Как правило, виадуки строятся на тех местах, где создавать высокую дорожную насыпь экономически невыгодно - проще построить высокий мост.

Виадуки Красноуфимска

Строительство виадуков Красноуфимского района связано с рельефом местности, на которой расположен и город Красноуфимск и Красноуфимский район. Красноуфимск расположен в пределах приподнятой равнины Уфимского плато и Предуралья. Территория округа представляет собой всхолмленную равнину, разделенную во многих местах глубокими, врезавшимися в плато, долинами рек, глубокими балками и оврагами.
Абсолютные отметки местности колеблются от 190 метров (отсчет высоты считается от высоты над уровнем моря) в речных долинах и в низинах, до 400 - 500 метров на холмистых участках.

Конечно, делать огромнейшие насыпи для железных дорог, а именно для железнодорожных путепроводов и были построены Красноуфимские виадуки, смысла нет. Поэтому и появились на территории округа необычные объекты - виадуки.

В начале 20 века строительство виадуков и тоннелей было очень тяжелым: не было соответствующей техники, не хватало людей, да и гражданская война внесла свою лепту... Тем не менее, в период с 1914 по 1918 годы на территории Красноуфимска было построено: "7 мостов-виадуков, протяжённостью 793 погонных сажени из них 2 – бетонных по 200 погонных саженей имеют высоту 7 саженей". Начиная с 1915 года в строительстве активно использовался труд военнопленных - венгров, немцев, австрийцев.

Необычные для данной местности сооружения были построены в поселках Черная речка, Пудлинговый, Рябиновка и в урочище Долгий мост. У этих сооружений есть авторы – инженеры П.В. Щусев, О.А. Модерсон и М.Ф. Клочанов. Почти все мосты - виадуки используются в настоящее время. Столетние виадуки – яркий образец мостостроения XIX века, и служат они с честью и в наше время!

Посмотреть на тоннели мы, автотуристы, не сможем, - тоннели тщательно охраняются. Посещение виадуков лучше всего начать с самого дальнего от г. Красноуфимск, виадука, расположенного в поселке Черная речка.


Виадук в поселке Черная речка

Из поселка Сарана, или из г. Красноуфимск, выезжаем в сторону поселка Пудлинговый. Далее едем в сторону поселка Черная речка. Дорога - до поселка Пудлинговый - вполне сносный грейдер. Но от поселка Пудлинговый до поселка Черная речка, дорога больше похожа на лесную. В сухое время года по ней можно проехать на любом автомобиле, а вот в сезон дождей или паводка, проезд проблематичен.

Датой образования поселка Черная речка считается 1915 год. Именно в этом году было начато строительство железнодорожного моста железной дороги Казань - Екатеринбург. Окончание строительства и запуск первого паровоза по виадуку, расположенному в Черной речке, датируется 1916 - 1918 годами. Проектировал этот трех - пролетный виадук инженер П.В. Щусев.

Высота этого трех-пролетного виадука - около 20 метров.

Виадук в поселке Черная речка Красноуфимского района Виадук в поселке Черная речка Красноуфимского района Виадук в поселке Черная речка Красноуфимского района Виадук в поселке Черная речка Красноуфимского района

Виадук простоял до середины 1960 годов, до строительства второго путепровода железной дороги Казань - Екатеринбург. Примерно в двадцати метрах от виадука была возведена насыпь, по которой пустили, в оба направления, железнодорожные составы.

Старый виадук был оставлен доживать свой век... С него были сняты рельсы и шпалы. Несколькими годами позже, чтобы исключить возможность проезда по виадуку любопытными туристами, была разобрана прилегающая к виадуку часть насыпи. На виадук, с которого открывается превосходный вид и на поселок, и на его окрестности, пока еще можно подняться.

Координаты виадука в поселке Черная речка: N 56º32,522´; E 57º26,644’

Виадук через Саранинский лог

Повернув в обратную сторону, в сторону поселка Пудлинговый, по дороге нам встречается огромный и красивый виадук, раскинувший свои крылья - пролеты через реку Сарана и ущелье, внизу которого течет река.

Виадук расположен немного в стороне от автомобильного грейдера, соединяющего поселки Черная речка и Пудлинговый. Для того, чтобы сделать фотографии, необходимо либо проехать по лесной дороге в сторону реки Сарана, вдоль железнодорожного пути, либо фотографировать прямо с грейдера.

Виадук через Саранинский лог Виадук через Саранинский лог Виадук через Саранинский лог Виадук через Саранинский лог

Строительство виадука через Саранинский лог осуществлялось в 1914 - 1918 годах середине 1960 годов, в период строительства железнодорожного пути Казань - Екатеринбург. Виадук тщательно охраняют, подходы к нему огорожены "колючим заборчиком", так что фотографии моста можно сделать только с приличного расстояния.

Координаты виадука через Саранинский лог: N 56º32,494´; E 57º29,416’

Виадук в поселке Пудлинговый

Образование и дальнейшее развитие поселка Пудлинговый также связывают со строительством железной дороги. Виадук в поселке, как и виадук в Черной речке, был построен в период 1914 - 1918 годов.

Виадук в поселке ПудлинговыйТехнология строительства Пудлингового виадука несколько отличается от остальных. Впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон, - новый для того времени строительный материал, привлекший внимание русских инженеров конца 19 века.

По такой же технологии был построен виадук в районе поселка Рябиновка.

Близко подойти к виадуку в поселке Пудлинговый также не получится - подход огорожен заборчиком. Виадук расположен немного в стороне от поселка, но виден он издалека.

Координаты виадука в поселке Пудлинговый: N 56º29,909´; E 57º31,302’

Виадук в урочище Долгий мост

Виадук расположен на участке между поселками Пудлинговый и Сарана. По грейдеру, соединяющему эти поселки можно проехать под виадуком. Проходы ближе, так же как и к другим мостам, огорожены.

Виадук в урочище Долгий мост Виадук в урочище Долгий мост Виадук в урочище Долгий мост Виадук в урочище Долгий мост

Этот виадук пока находится в рабочем состоянии, но в целях снижения нагрузки на него, в 2010 году был запущен новый мост. Конечно, квадратные столбовые линии нового моста красотой и эстетикой, свойственной вековым виадукам, не обладают.

Координаты виадука в урочище Долгий мост: N 56º30,244´; E 57º37,626’

Фотографируем и едем дальше...

Виадук в поселке Рябиновый

Виадук в поселке Рябиновый - это многоярусная дорога. В одно месте встречаются три железнодорожных моста, а под ними проходит еще и автомобильная дорога - грейдер.

Виадук в поселке Рябиновый Виадук в поселке Рябиновый Виадук в поселке Рябиновый Виадук в поселке Рябиновый

Старый виадук построен в 1914 - 1918 годах. Также как и при строительстве виадука в поселке Пудлинговый, Рябиновский виадук был построен из нового для того времени материала - железобетона. Не смотря на то, что мосту уже практически сто лет, мост до сих пор находится в рабочем состоянии. По нему курсируют поезда. Для снижения нагрузки на мост, и увеличения пропускной способности пути, в 2014 году был построен новый железнодорожный мост, расположенный параллельно виадуку.

Под мостами проходит дорога. Но ближе к виадуку не подойти: как и остальные действующие виадуки, он является стратегическим объектом. И не только огорожен забором от непрошеных гостей, но и охраняется.

Координаты виадука в поселке Рябиновый: N 56º33,255´; E 57º42,704’


Как проехать к виадукам Красноуфимского района:

Виадуки Красноуфимского района, карта
Основной ориентир - г. Красноуфимск Свердловской области. Из Екатеринбурга выезжаем по Московскому тракту. Проезжаем город Ревда, далее по указателям уходим в сторону г. Нижние Серги - г. Михайловск - г. Красноуфимск. Далее движемся по описанию к каждому виадуку, ориентируемся по карте или треку.

Маршрут рассчитан на внедорожники, но в сухое время года ко всем объектам легко можно проехать на обычном легковом автомобиле.
Расстояние от г. Екатеринбург до самого дальнего виадука - около 300 км.

Примечание к GPS треку: трек включает в себя Поездку выходного дня из Екатеринбурга, в том числе посещение Аликаев-камня, Саранинской плотины, Красноуфимских виадуков, недостроенной плотины Верхне - Араслановского водохранилища, а также Черемшанских карьеров.

Вам будет интересно:

Автомаршрут по Западному Казахстану
Адуй камень (трофи маршрут)
Скала Чертов зуб