Как избежать конфликтов в авто путешествии

Как избежать конфликтов в авто путешествии
В случае, если авто - путешествие на дальнее расстояние рассчитано на несколько автомобилей – участников, особенно, если некоторые экипажи впервые участвуют в такого рода путешествиях, конфликты среди участников, к сожалению, неизбежны.

Попробуем разобраться в причинах возникновения конфликтов в авто путешествии и возможных способах их предотвращения, или урегулирования.

Не будем касаться социальных и межличностных конфликтов, коснемся только тех конфликтов, которые могут возникнуть во время туристического путешествия между участниками.

Основные причины конфликтов в авто путешествии:

Первая и основная причина возможных конфликтов – разное понимание сущности отдыха, т.е. время и скоростной режим в дороге к месту отдыха (стоянок), отдых во время промежуточных стоянок (ночлег в гостиницах или палатках/машинах), питание во время дороги и отдыха, развлечения во время отдыха и т.п.

Вторая причина, тесно связана с первой, - бюджет поездки, включающий в себя и стоимость гостиниц в дороге, и питание, и расходы во время отдыха, а также прочие вероятные расходы, о которых участники не были предупреждены.


Основные способы урегулирования конфликтов в авто путешествии:

1. Планирование авто путешествия

Планирование авто путешествия, особенно для большой группы, наверно самый сложный этап. Грамотное планирование маршрута позволяет предотвратить основную массу возможных недоразумений и конфликтов в авто путешествии.

При планировании маршрута обязательно нужно определить и учесть:

  1. Основные точки (цели) маршрута, т.е. основные достопримечательности (интересующие места) и места ночлега.
  2. Расстояние и ориентировочное время дневного «перегона», т.е. сколько километров будет проезжать колонна в течение дня, а также, сколько времени необходимо для отдыха (например, для остановок на обед или осмотр достопримечательностей).

При расчете дневного пробега необходимо учесть:

  • продолжительность светлого времени суток (не все водители могут спокойно ездить в темное время суток или в сумерки);
  • максимальный километраж, который должна пройти за день колонна;
  • наличие крупных населенных пунктов по маршруту следования, через которые необходимо проезжать (при проезде через города, не имеющие объездных дорог, существует риск потерять много времени – пробки, ремонты дорог, местные многолюдные мероприятия, ограничивающие проезд, и т.п.);
  • наличие паромных переправ по маршруту следования (время на ожидание в очереди, время на саму переправу);
  • возможности автомобилей и профессионализм водителей экипажей (смогут ли водители проехать закладываемое расстояние в планируемый период времени);
  • плановые остановки по пути следования (заправки, обеды и т.п.);
  • время на переход границы (в случае выезда за пределы Российской Федерации), и т.п.

Плановые (ориентировочные) расходы во время авто путешествия – бюджет поездки:

  • возможные платежи на платных дорогах и переправах через реки по пути следования;
  • ориентировочная стоимость гостиниц или кемпингов по пути следования;
  • ориентировочная стоимость посещений достопримечательностей (в случае посещения, например, музеев или различных рекреационных зон с платным входом);
  • общий плановый километраж авто маршрута - на основании этой информации рассчитывается общий расход топлива и ориентировочный бюджет;
  • общее количество дней поездки и информация о местах и способах питания (например, питание в кафе или самостоятельная готовка) – на основании этой информации рассчитываются соответствующие расходы, и т.п.

Запасной вариант маршрута (отдельных его участков):

  • варианты и время для корректировки маршрута в случае, например, невозможности проезда (ремонт трассы, сход селевых грунтов, сход лавины в горах и т.п.);
  • варианты маршрута в случае, если в пути выясняется, что времени на посещение всех запланированных мест недостаточно, и т.п.

2. Подготовка к авто путешествию и оснащение экипажей / автомобилей

Конкретизированная информация о маршруте, а также объективный расчет бюджета поездки позволяет избежать возможные конфликты из серии: «мы не хотим туда ехать», «наша машина тут не проедет», «у нас не хватит денег на обратную дорогу», «у нас маленький ребенок, и мы не можем ехать еще 100 км»…

1) Определяется ориентировочный состав группы:

  • общее количество автомобилей и пассажиров в каждом автомобиле (экипаже);
  • наличие маленьких детей в группе;
  • наличие / отсутствие опыта продолжительных туристических поездок водителей и т.п.

2) В идеале, должна быть проведена встреча со всеми экипажами (представителями) с целью:

  • общего знакомства и ознакомления участников с предполагаемым маршрутом группы;
  • выбора руководителя группы;
  • выяснения наличия / отсутствия опыта продолжительных туристических поездок у водителей каждого экипажа;
  • выяснения подготовленности автомобиля к поездке (в зависимости от типа поездки, например, мощность или подготовленность для трофи – экспедиций), а также наличие навигаторов, раций, палаток, спальников (при необходимости), и т.п.

3) Озвучивается ориентировочный бюджет поездки.

Чем подробнее он будет, тем меньше вероятность возникновения вопросов, как во время поездки, так и после нее…

Для «запаса прочности», рекомендуем брать с собой на 20 – 30 % денег больше, чем заложено бюджетом. На случай поломок и иных непредвиденных обстоятельств.

4) Озвучиваются основные этапы и элементы поездки.

Лучше всего сделать «путевой лист» для каждого экипажа, в котором указать:

  • дату начала и окончания поездки, время и место выезда;
  • хронологию маршрута по дням, с указанием дневного пробега, направления, мест ночлега (лучше всего с координатами или ориентирами);
  • контрольные пункты сбора в случае отставания отдельных экипажей от основной группы;
  • телефоны руководителя группы;
  • общий список участников группы, с контактными телефонами;
  • минимальный перечень продуктов и вещей, необходимых в дороге, а также лекарственных препаратов, необходимых в дороге;
  • минимальные требования к оснащению автомобилей (в зависимости от типа поездки);
  • правила передвижения экипажей в колонне (см. ниже);
  • отдельный перечень вещей для общих нужд для каждого экипажа (например, экипаж 1 берет с собой рации, экипаж 2 – тент, экипаж 3 – столы и стулья, и т.п.).

5) Лучше отказать в участии в туристической поездке некоторым экипажам

Отказывать лучше на стадии комплектования группы, например, по причине несопоставимости автомобиля, отсутствия опыта, финансовых возможностей, чем заведомо создавать конфликтную ситуацию в группе.

3. Движение в пути (к месту отдыха, по дороге домой, а также в случае автопробегов или передвижений между основными точками (местами) маршрута)

Чем больше автомобилей в передвигающейся колонне, тем сложнее этой колонной управлять.

Последние автомобили всегда будут догонять впереди идущие экипажи: у них выше скоростной режим, большая вероятность отстать от основной колонны, особенно в случае незнания маршрута или отсутствия опыта передвижения в групповых поездках.

Соответственно, вся впереди идущая колонна будет постоянно дожидаться отстающие экипажи, нервничать и раздражаться, высказывать свое недовольство …


Как избежать:

1) Экипаж – «навигатор» всегда должен ехать впереди колонны. Это должен быть опытный водитель и опытный «штурман», которые превосходно ориентируются в пространстве, и как минимум, имеют в своем распоряжении системы навигации (GPS – навигатор или соответствующий аналог). Экипаж – «навигатор» может не быть «руководителем» поездки.

2) За экипажем – «навигатором» в колонне ставим экипажи с неопытными водителями, или автомобили, несколько уступающие по мощности другим автомобилям колонны. Последним в колонне ставим автомобиль с опытным водителем, и, желательно имеющим в своем распоряжении системы навигации.
Если автомобилей в колонне много, расстановку осуществляем следующим образом: экипаж – «навигатор», неопытный экипаж или менее мощный автомобиль, экипаж с опытом, неопытный экипаж или менее мощный автомобиль, …, опытный экипаж.
Т.е. неопытный экипаж всегда должен видеть «нужный хвост» и за ним тянуться.
Замыкающий экипаж контролирует отстающие экипажи, и в случае необходимости, показывает им нужное направление или ориентир для движения.

3) Снабжаем все экипажи рациями. Это идеальный вариант, но, к сожалению, далеко не всегда реализуемый. Оптимально наличие раций в ведущем и замыкающем автомобиле.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать "Правила передвижения экипажей в колонне":

1. Все члены экипажа соблюдают действующие на территории маршрута правила дорожного движения.

2. Все экипажи колонны обязаны соблюдать очередность движения в колонне. Запрещается обгон или объезд впереди идущего экипажа. Маневр допускается в случае экстренной (объективной) необходимости.

3. В случае необходимости внеплановой остановки, останавливающийся экипаж обязан предупредить об остановке экипаж – «навигатор» или руководителя поездки.

4. В случае существенного отставания части экипажей колонны от основной колонны, и возникновении проблем в дальнейшем направлении движения, допускается обгон замыкающим автомобилем отставших экипажей и временного выполнения им функций экипажа – «навигатора», до момента соединения с основной колонной.

5. В случае существенного отставания одного из экипажей (нескольких экипажей) колонны, основная колонна дожидается отстающие экипажи на ближайшем по ходу следования контрольном пункте. Руководитель группы может принять решение о продолжении движения колонны.

Надеюсь, мои советы помогут Вам избежать конфликтов в авто путешествии и отлично провести время в компании единомышленников!

Полезная информация для автотуристов:

Какие продукты взять на природу
Какую одежду взять в поездку
Как рассчитать бюджет путешествия на автомобиле
Походная аптечка туриста

Куда поехать c организованной группой автотуристов:

Путешествие по Пермскому краю на автомобиле
Поездка выходного дня из Екатеринбурга
Автомаршрут по Западному Казахстану