Зимний автотуризм

Зимний автотуризм
Зимний автотуризм, безусловно, имеет существенные отличия от летнего.
Это и ограниченность светлого времени суток, и морозная погода, да и дорожное покрытие дает о себе знать.

При этом зима на Урале не повод для сидения дома в ожидании наступления лета.

Лето мы, конечно, дождемся, но и дома сидеть в выходные ну совсем не хочется.

Выбор маршрута для зимнего туризма

Зимой можно путешествовать и, например, по Европе, где более мягкий климат, чем у нас. Но, во – первых, не всегда есть возможность выехать зимой за пределы страны, а во – вторых, и у нас есть много интересных мест, которые можно посмотреть зимой. Так куда же можно поехать в выходные зимой, да еще на пару дней?

Сразу оговоримся, что ночевать в лесу (в палатке или машине) мы не будем, зимний экстремальный туризм (нечто вроде выезда на крайний север в погоне за северным сиянием) пока тоже не обсуждаем. Планируем поездки так, чтобы либо домой вернуться в тот же день, либо переночевать в гостинице.

Зотинская пещера, зимний автотуризм
Для начала определяемся с интересами. Зима - это повод посмотреть природные объекты, которые летом недоступны.

Например, пещеры, к которым можно подойти только зимой по льду или летом на лодке, пещеры, наполненные водой, замерзающей в холода, и превращающиеся в изумительные по своей красоте сказочные лабиринты . Или объекты, которые образуются только в зимнее время года, например, замерзающий водопад причудливой формы. Да и просто прогулка по зимнему лесу за пределами города доставит немало удовольствия – и глаза радует, и для здоровья полезно.

Кунгурская ледяная пещера, зимний автотуризм
Зимой можно посмотреть города, посетить музеи, исторические места, познакомится с историей родного края, на которые не хватает времени летом, когда хочется просто отдохнуть у озера или поехать на дачу.

Очень красиво смотрится Тобольский кремль на белом снежном фоне, не менее завораживающие виды златоглавых храмов освещенных ярким морозным солнцем. А зимний Байкал – это вообще незабываемые впечатления на всю оставшуюся жизнь. Конечно, если есть возможность, путешествовать зимой нужно как можно больше!

Планирование зимнего автопутешествия практически не отличается от планирования путешествий в теплое время года, но имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании маршрута.

Особенности зимнего автотуризма

  • Как уже было сказано выше, это ограниченность светлого времени суток: светает позже, темнеет раньше.
  • Внешние погодные условия: снегопады и метели, не только ухудшающие видимость на дороге, но и «переметающие» дороги, особенно на открытых ветреных участках.
  • Дорожное покрытие: от абсолютно нечищеных дорог, по которым впору только гусеничным тракторам ездить до открытого гололеда. Не меньше проблем доставляют дороги, посыпанные реагентами, когда асфальт превращается то в мокрую скользкую лужу, то в тонкую наледь, сверкающую как стекло…

Исходя из сказанного: увеличивается время на дорогу – скоростной режим зимой существенно снижается относительно летнего, ранние сумерки и зачастую плохая видимость не дают возможности для длительного передвижения, гололед и гололедица усугубляют ситуацию… Не забывайте об этом при планировании зимнего автопутешествия!

Планирование зимнего маршрута

При расчете дневного пробега и времени в пути не желательно планировать многокилометровые дневные проезды. Т.е., если летом Вы проезжаете 900 – 1000 километров в день, зимой стоит ограничиться 500 – 700 километрами. Если у Вас слабое зрение или высокая утомляемость глаз, расстояние нужно еще сократить.

Обязательно нужен полноценный отдых и питание: физическая нагрузка водителя даже в идеальных дорожных условиях и абсолютной видимости достаточно высока. Физическая нагрузка водителя увеличивается на загруженных трассах (например, когда вы обгоняете колонну фур при интенсивном встречном движении), и существенно увеличивается при неблагоприятных дорожных условиях (снегопады, гололеды или сильнейший боковой ветер на открытых участках).

Не стоит рисковать своей жизнью и жизнью своих близких, особенно по пути на отдых или с отдыха.

Продумайте запасные варианты для ночлега в дороге, в случае если Вы по каким – либо причинам не можете приехать вовремя к забронированной гостинице. Ситуации могут быть разные: и поломка в дороге, и задержка по причине ремонта (чистки) дороге, в результате которого на трассе собралась большая пробка, и временное закрытие водной переправы (парома).

Лучше заранее (дома) предусмотреть возможные варианты ночлега по пути следования (выбрать ближайшие населенные пункты, в которых есть гостиницы, выписать и не забыть взять с собой телефоны и адреса гостиниц).

Что должно быть в автомобиле для зимнего автотуризма

Каких – либо особенностей для комплектации автомобиля для зимнего автотуризма нет. Мы не говорим сейчас про активно – экстремальные зимние выезды, для которых в машине должно быть все от «Вебасто» до хайджека и полной комплектации для дальних экспедиций.

И так, что должно быть в автомобиле для зимнего автотуризма:

Первое. Машина должна быть, как минимум, технически исправна. Неуверенность в автомобиле не даст возможность полноценно отдохнуть, особенно зимой. Мало приятного заниматься ремонтом (пусть даже мелким) на морозе.


Второе. В багажнике автомобиля всегда держим:

  1. стандартный набор: запасное колесо, или, хотя бы ремкомплект для ремонта шин в дорожных условиях, знак аварийной остановки, домкрат, ключи для замены колеса, кабель для «прикуривания»;
  2. масла и технические жидкости: тосол, моторное масло (особенно, если на высоких нагрузках двигатель начинает «есть» масло), антифриз и т.п.;
  3. жидкость для стекол – незамерзайка, - специально выделена в отдельный пункт. Особенно актуально при движении по городу или по трассе, обработанной реагентами, когда с колес впереди идущей машины грязь летит на стекла Вашего автомобиля;
  4. трос для буксировки, причем, не драную веревку, а нормальный трос, с помощью которого автомобиль можно будет эвакуировать до дома или до места ремонта, или вытащить из колеи (сугроба, обочины…);
  5. лопата снеговая. Обычная лопата для чистки снега – выручала много раз. Можно еще взять небольшой туристический топорик – и на льду зарубочки сделать можно, и веточек нарубить – для костерка или под колеса подбросить.

Третье. Заботимся о здоровье и безопасности водителя и пассажиров на случай длительной непредвиденной остановки:

  1. в идеале возить комплект запасной теплой одежды на каждого путешественника. На практике это не всегда получается. Сформируйте походный рюкзак, в который положите по паре теплых варежек, толстых теплых носков, шапок, а также небольшой плед, и пусть он всегда лежит в машине;
  2. набор мелочей – зарядник для сотового, спички (желательно охотничьи, которые не боятся влаги) или зажигалку, фонарик (может пригодиться и для ремонта в темное время суток и в кустики сбегать) и комплект баратеек к нему, пару рабочих перчаток;
  3. минимальный продуктовый набор – чай, сахар, пара шоколадок, пара пакетиков растворимого супа, пара кружек, пятилитровая канистра с водой, термос с кипятком. А лучше всего купить портативную газовую плитку, несколько баллонов к ней и небольшую кастрюльку (или чайничек) – в любой момент можно вскипятить воду, попить горячего чаю…

Ну, а впрочем, для зимнего автотуризма достаточно только Вашего желания путешествовать!

Интересные маршруты для зимнего туризма:

Кунгурская ледяная пещера
Скала Чертов зуб
Зимний туризм