Смолинская пещера, Свердловская область

Пещера Смолинская – находится в полукилометре от порога Ревун, вниз по течению реки Исеть.

Протяженность пещеры Смолинской составляет около 500 метров. Относится она к карстовым пещерам. Название пещеры, скорее всего, происходит от названия села - Смолино - рядом с которым пещера и находится.

Одно из первых упоминаний о Смолинских пещерах встречается в записках действительного члена УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания) Олесовым В.Г., опубликованных в записках УОЛЕ в 1895 году (Том XV, вып.1).
По описанию, сам Олесов В.Г. был в пещере трижды: в 1852 году, в 1856 и 29 августа 1890 года (в последний раз вместе с сыном).

«Перед входом в пещеру тогда стояла небольшая четырех - пяти аршин березовая избушка, в ней жил крестьянин Клевакинской волости, его называли «Ильич». Он был очень услужлив и каждому желающему охотно показывал пещеры. Жизнь вел добропорядочную, окрестные жители уважали: приходили к нему в свободное время послушать книги священного писания и приносили ему разные подаяния. По смерти Ильича избушка была кем то сожжена…
Иного, знающего пещеры человека впоследствии найти не удалось».

Смолинская пещера Смолинская пещера

Стены и свод пещеры из плотного известняка, почва глинистая и только в некоторых местах каменная. В стенах и сводах много «разоблин» и мелких пещер. Пещера имеет несколько уровней, максимальная высота сводов составляет 12 метров (грот «Оаворь» - Фавор).

В части лазов спуск возможен только при наличии специального снаряжения!.

В ряде коридоров спуски оформлены каменными ступенями, вероятно сделанными руками человека. Внизу течет подземный ручей, который образует маленькое озерцо.

Пещеры явно были облюбованы монахами, подтверждением этого является и живущий близ пещеры Ильич…

Один из гротов, называемый «Олтарь» (Алтарь):
Вышина около 6 аршин, длина шесть, ширина четыре сажени. В своде его видна разстлина и на высоте трех с половиною аршин выложены деревянные расторины, по которым можно подняться вверх; впереди на стене во впадине нарисовано изображение креста, обрамленного сияющими лучами, а на юго – восточной стороне стоит деревянный восьмиконечный крест высотою два с половиной аршина; в средокрестие врезан медный складень. На стенах «Олтаря» пестреют сотни фамилий, написанных разными посетителями.

Сейчас на скале, которая возвышается над пещерой, стоит поклонный крест, воздвигнутый по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Крест высотою 2,5 метра был изготовлен в селе Маминскоe.

Для посещения пещеры берем с собой: фонарики (удобнее всего - налобные), запасную одежду (в некоторые гроты достаточно узкие входы, легко можно испачкаться), не лишними будут перчатки.

Как проехать до пещеры Смолинской, координаты GPS:

Координаты пещеры Смолинской: N: 56’ 25, 740 E: 61’ 36,741

Карта проезда до пещеры Смолинской
Из г. Екатеринбург: выезжаем в сторону г. Тюмень, далее по указателям уходим на г. Каменск - Уральский, проезжаем все деревни (Большебрусянское, Логиново и т.д.), в с. Покровское по указателю на п. Бекленищева поворачиваем направо проезжаем через мост, за мостом на развилке уходим еще раз направо, и двигаемся до п. Бекленищева.
В п. Бекленищева, проезжаем до конца поселка, за мостом поворачиваем налево и в горку (дорога – хороший грейдер). Далее выходим через поселок Горный на асфальтовую дорогу, проезжаем до конца березовой рощицы и уходим влево в поле по наиболее накатанной дороге (см. трек).
Если держаться левее, вдоль кромки березовой рощи, можно спуститься к Ревуну, ближе к воде. Расстояние от г. Екатеринбурга около 95 км.

Из г. Челябинск: выезжаем в сторону г. Снежинск, в пос. Тюбук по указателям уходим на г. Каменск - Уральский, за пос. Багаряк уходим направо, проезжаем поселки (Зотино, Синарский, Окулово, Барабановское), далее, на большой развилке по указателям уходим налево (не доезжая до г. Каменск -Уральский).
Если держаться левее, вдоль кромки березовой рощи, можно спуститься к Ревуну, ближе к воде. Расстояние от г. Челябинск около 210 км.

Из г. Курган: выезжаем в сторону г. Екатеринбург, проезжаем г. Каргаполье, г. Шадринск, стороной проходим г. Каменск - Уральский. Ориентир - село Покровское. В с. Покровское по указателю на п. Бекленищева поворачиваем налево проезжаем через мост, за мостом на развилке уходим еще раз направо, и двигаемся до п. Бекленищева.
Если держаться левее, вдоль кромки березовой рощи, можно спуститься к Ревуну, ближе к воде. Расстояние от г. Курган около 295 км.

Из г. Тюмень: выезжаем в сторону г. Екатеринбург, проезжаем г. Тугулым, г. Камышлов, стороной проходим г. Богданович, не доезжая с. Гразновское, уходим налево. Ориентир - с. Покровское. В с. Покровское по указателю на п. Бекленищева поворачиваем налево проезжаем через мост, за мостом на развилке уходим еще раз направо, и двигаемся до п. Бекленищева.
Если держаться левее, вдоль кромки березовой рощи, можно спуститься к Ревуну, ближе к воде. Расстояние от г. Тюмень около 305 км.

Из г. Уфа: выезжаем в сторону г. Юрюзань, проезжаем г. Златоуст - Тургояк - Карабаш - Кыштым - Тюбук. в пос. Тюбук по указателям уходим на г. Каменск - Уральский, за пос. Багаряк уходим направо, проезжаем поселки (Зотино, Синарский, Окулово, Барабановское), далее, на большой развилке по указателям уходим налево (не доезжая до г. Каменск -Уральский). В с. Покровское по указателю на п. Бекленищева поворачиваем налево проезжаем через мост, за мостом на развилке уходим еще раз направо, и двигаемся до п. Бекленищева.

Если держаться левее, вдоль кромки березовой рощи, можно спуститься к Ревуну, ближе к воде. Расстояние от г. Уфа около 575 км.

Поездку в пещеру Смолинскую можно совместить:

Порог ревун на реке Исеть
Храм в селе Смолинское

Интересные маршруты на несколько дней для автотуристов:

Куда поехать отдохнуть с палаткой