Бабиновская дорога

На рубеже 16 – 17 веков, в период активного освоения русскими Сибири, где исключительно быстрыми темпами строились в это время города, требовалась переброска туда все больших и больших количествах хлеба, соли, боевых припасов, а также ратных и служилых людей, разного рода рабочих.

Транспортирование громоздких грузов в Сибирь и необходимость в более срочном сообщении остро поставили вопрос о сокращении пути в создающуюся русскую Сибирь.

Путь через Чердынь, которая возникла на древнем меридиальном пути из стран Среднего Востока (Иран) в Западную Европу (через Ледовитый океан), не удовлетворял новое широтное направление связей из Европейской России в Сибирь. Вместо того, что бы следовать на восток, приходилось от Соликамска поворачивать на север по Вишере и ее притокам, что бы затем, перевалив через Урал на Лозьву, спускаться на юг по Тавде к Тобольску.

В 1595 году издается указ «охочим людям» проведывать прямую дорогу на р. Туру. Эту задачу выполняет соликамский «посадчий» человек Артемий Бабинов.

Начало Бабиновской дороги, Соликамск, история и достопримечательности Соликамска фотография
От Соликамска, оказавшегося крайним восточным пунктом старого тракта и одновременно водного пути в бассейне Камы, вместо бесполезного поворота на север, А.Бабинов проложил в 1597 году дорогу напрямик через леса и болота к верховьям Туры, где в 1598 году был построен Чердынским воеводой Сарыч Шестаковичем, на месте туземного городка Немокура, новый город – таможня.
Этот новый город, названный Верхотурье (описание автомаршрута до Верхотурья), приобрел выдающееся значение в жизни Зауралья, благодаря своему положению на западной оконечности Обского бассейна, выдвинутой навстречу Соликамску. Путь был сокращен на этом участке в 7 – 8 раз (вместо 2000 верст – 270 верст).

Бабиновская дорога (официальное ее название было «Новая Сибирская Верхотурская дорога») почти на 200 лет сделалась единственной дозволенной дорогой в Сибирь, так как московское правительство из фискальных соображений (сбор таможенных пошлин – 10 % со всех товаров) запрещало ездить другими дорогами. Дорога проходила вдоль реки Тура до Тюмени.


Провоз товаров из Сибири, минуя Верхотурье, в котором была учреждена главная «на всю Сибирь» таможня (таможня была закрыта в 1763г.), грозил конфискацией всех товаров – типичное для феодального времени государственное мероприятие исключительно в интересах фиска.

Движение через эти пункты шло таким образом: грузы из Сибири везлись зимним путем с расчетом поспеть к Соликамску до вскрытия рек, чтобы на дощаниках, сплавом, следовать дальше на запад дешевым водным путем вниз по течению Камы.

Обратно в Сибирь из России грузы шли водным путем по Сухоне (вниз по течению) до Устюга Великого и только частью по Каме до Соликамска (так как движение вверх по реке уже не имело сколь – нибудь серьезных преимуществ перед зимним путем) и затем по зимнему пути перебрасывались в Верхотурье, откуда весной сплавлялись дальше на восток.

Верхотурье было построено в 1598 году, а уже в 1600 году ниже по Туре строится новый город Туринск – на месте крупной княжеской резиденции – Епанча.

С экономической точки зрения Туринск имел назначение быть станционным пунктом на середине между Верхотурьем и Тюменью, однако, спустя более, чем полвека основной государевый путь переносится из Туринска в Ирбитскую слободу (современный Ирбит).

Ирбитская слобода основана в 1633 году, и прославилась впоследствии своей, всероссийского значения, ярмаркой. Зачатки крупного торга возникли в ней, видимо, сразу после ее основания, потому что уже в 1643 году был издан специальный указ царя Михаила Федоровича об официальном учреждении здесь ярмарки.

К 1695 году Ирбитская ярмарка достигла таких размеров, что нашли целесообразным изменить главное направление Сибирской дороги - с Верхотурья на Ирбит, вместо Туринска, несмотря на то, что это удлиняло путь на 10 верст до Тобольска (622 вместо 612 верст).

Дорога просуществовала до 1783 года, когда был утвержден новый «Большой Сибирский тракт», проходящий через Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень и далее на Тобольск.

По следам Верхотурской дороги:

Соликамск, история и достопримечательности Соликамска
Верхотурье и Меркушино, храмы Урала