Автомаршрут по Западному Казахстану

Автомаршрут по Западному Казахстану включает в себя, преимущественно, природные достопримечательности.

Остановки на ночлег – в палатках (автомобиле). Автомобиль: Тойота Ленд Круизер 80, оборудованный лебедкой и 33 дюймовыми колесами. Используемая в дороге система навигации – программа Навител и OziExplorer. Общий километраж – около 6 000 километров.

Основные точки автомаршрута по Западному Казахстану: плато Актолагай – долина Шаров - гора Шеркала - упавшая земля Жыгылган - подземная мечеть Шакпак-Ата - урочище Босжира.

Хронология автомаршрута по Западному Казахстану по дням

Часть информации автомаршрута по Западному Казахстану, заслуживающей дополнительного описания, вынесена в отдельные страницы.

День первый: Екатеринбург – граница с Казахстаном – г. Актобе

Проезд Екатеринбург – граница с Казахстаном – город Актобе (Актюбинск).
До границы с Казахстаном движение осуществляли по следующему направлению: г. Екатеринбург – г. Челябинск (по объездной) - г. Южноуральск - г. Сибай - г. Орск - граница с Казахстаном - г. Актобе. Участок дороги между г. Сибай и г. Орск несколько проблематичен – дорога не видела ремонта несколько лет.

Въезд на территорию Казахстана осуществлялся ночью (около 12 часов ночи) со стороны г. Орск. Пересечение границы с Казахстаном на автомобиле (для прочтения информации о процессе пересечения границы с Казахстаном – переход по ссылке), с момента подъезда к границе со стороны России до момента въезда на территорию Казахстана, составило не более 40 минут.

Сразу за переходом границы, на территории Казахстана, оформляем страховку на автомобиль.

При оформлении страховки обязательно проверяйте период действия полиса и данные на водителя (водителей), бывают ошибки. Стоимость страхового возмещения на период до двух недель составляет около 500 рублей (зависит от стажа водителя и длительности срока полиса). Некоторые компании оформляют полис минимум на две недели.

Учитывая ночной переход границы с Казахстаном, абсолютную "зуботряску" на участке дороги между границей и г. Актобе ("убитый" асфальт), на ночлег остановились в городе Актобе. Рекомендую гостиницу Султан - (адрес ул. Бр. Жубановых, 276а; телефон (7132) 55-00-99, 55-11-77, 55-50-00. Сайт Гостиница Султан). Стоимость двухместного номера составила 7 000 Тенге (принимают безналичные платежи), в рублях - около 2 000 рублей.

Это единственная гостиница из трех, в которые мы пытались поселиться, пустившая с собакой!

Дневной пробег составил около 970 км.

Наименование GPS трека первого - второго дня (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 1 - 2 Екатеринбург - Актобе - Актолагай.

День второй: город Актобе – плато Актолагай

Дорога в Казахстане Дорога в Казахстане В Актобе мы не задерживаемся, хотя город, сам по себе очень даже симпатичный. Во времена Советского Союза назывался Актюбинск.

Выезжаем за пределы города и движемся в сторону г. Кандыагаш - далее уходим на г. Карауылкелды - пос. Сагыз. Дорога - нечто среднее между "асфальт не завезли" и устаревшим грейдером. В Сагызе - заправляемся до полного бака (заправка небольшая, карты не принимают, сдачи с крупной купюры тоже может не быть). Проблем с топливом (дизель) у нас после этой заправки не было. Да, собственно и вариантов дозаправиться тоже не много.

Далее уходим в степь к Плато Актолагай.

Плато Актолагай
Плато Актолагай заслуживает отдельного описания (переход по ссылке).
Дорога к плато преимущественно по накатанным степным дорогам, часть маршрута проходили напрямую по степи.
На маршруте – один брод через реку Сагыз. Переправились без проблем: дно песчаное, вода мутная (дно не видно), течение умеренное, глубина примерно на уровне двух третей колеса.
НО: в период интенсивных дождей прохождение брода может стать проблематичным. На прилегающей степи нет ни камней, ни деревьев – «лебедиться» не за что.

Дневной пробег составил 495 км. Ночлег на плато Актолагай (недалеко от скального останца, похожего на шахматную фигурку (смотри фотографию)), координаты: N 47º32,163´; E55º 08,540'

При разворачивании лагеря, старайтесь размещаться за горой или холмом – со стороны степи дует очень сильный ветер. На плато нет деревьев, питьевая вода также отсутствует. Периодически встречаются скважины, но каких - либо намеков на их работоспособность мы не увидели.

Наименование GPS трека первого - второго дня (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 1 - 2 Екатеринбург - Актобе - Актолагай.

День третий: плато Актолагай - Долина Шаров

Утром – прогулка по плато, фотографии на память.
Далее, не спеша, с остановками двигаемся в сторону полуострова Мангышлак, выходящего на Каспийское море. По степи движемся также степными накатанными дорогами. Часть пути проходит вдоль реки Эмба. Река в это время года очень полноводная, проехать вброд не получится.

Перед поселком Кульсары выезжаем из степи на грейдер и движемся дальше в сторону поселка Шетпе. Некоторые участки дороги по этому маршруту идеально отремонтированы. При движении по ним появляется стойкое ощущение движения по Европейским дорогам. К слову, дороги в Казахстане строят очень активно!

Проехав поселок Сай - Утес, остановились перекусить и размять наши и собачьи лапы. Место встретилось изумительное: овраг Кызылсай (координаты оврага: N 44º09,406´; E53º 19,958').

Овраг Кызылсай Овраг Кызылсай Овраг Кызылсай Овраг Кызылсай

Наш основной ориентир – поселок Шетпе. Там же стоит заправиться (заправка КазМунайГаз расположена на выезде из поселка в сторону города Актау).

Из поселка Шетпе проезжаем в сторону долины Шаров.

Долина Шаров
Долина Шаров (переход по ссылке или нажми на фотографию) – одна из наиболее интересных и необычных достопримечательностей Западного Казахстана.
Камни, практически идеальной шарообразной формы, располагаются россыпью по плато и его склонам.

Происхождение каменных шаров не понятно до сих пор. При этом, существуют две основные версии происхождения каменных шаров...

От поселка Шетпе до долины Шаров около 8,5 километров. Координаты долины Шаров: N 44º13,222´; E52º 09,245'.

До долины Шаров доезжаем уже ночью. Ставим лагерь на первой, более – менее ровной стоянке. Постарайтесь расположить лагерь между степными сопками - это позволит укрыться от порывов ветра. Начавшийся дождь изрядно подпортил настроение...

Дневной пробег составил около 700 километров.

Наименование GPS трека третьего - четвертого дня (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 3 - 4 Актолагай - долина Шаров - Шеркала - Жыгылган.

День четвертый: Долина Шаров – долина Замков – гора Шеркала – Белые горы Северный Актау – Абаста – город, которого нет – мечеть Султан Эпе - упавшая земля Жыгылган

Утро следующего дня началось с непривычного для нас вида…. Шары. Большие. Каменные. Их много.

Долина Шаров предстала перед нами целой россыпью больших и маленьких, круглых, практически идеальной формы, камней. Высота некоторых достигала полутора метров и более.

Последующий спуск в долину Замков открывает не только скалы причудливой формы, но и многочисленные россыпи круглых камней, похожих на окаменевшие яйца динозавра, аккуратно лежащие в гнезде…

Далее наш маршрут проходит у подножья гор Тамалак (высота 345 метров) и Жайракты (высота 351 метр), вид которых, в силу многолетнего влияния осадков, солнца и ветра, превратились в причудливую форму скальных останцев, визуально похожих на развалины древних замков - Долину Замков.

Долина Замков, западный Казахстан Долина Замков, западный Казахстан Долина Замков, западный Казахстан Долина Замков, западный Казахстан

Восприятие долины Замков зависит от Вашего воображения и фантазии. На мой взгляд, в скальных останцах, явственно угадываются средневековые замки, имеющие в своем арсенале и смотровые башни с бойницами, и башни с принцессами, находящимися в них в заточении в ожидании своего принца, и неприступные крепостные стены...

Долина Шаров
Гора Шеркала (переход по ссылке или нажми на фотографию) – одна из красавиц гор, формирующих многочисленные каньоны Западного Казахстана.
Шеркала – необычная гора, своим видом одновременно напоминающая и юрту, одиноко стоящую в степи, и перевернутую пиалу, и затаившегося перед прыжком зверя…

Шеркала – одна из святынь Мангистау, почитаемая местными жителями.

Проезд к горе – прост и свободен, но вот залезть на гору отважится далеко не каждый…

Координаты горы Шеркала: N 44º15,560´; E52º 00,638'. Расстояние от Долины Замков до горы Шеркала около 14 километров.

После Шеркалы снова заезжаем в поселок Шетпе, и далее движемся в сторону хребта Северный Актау.

Хребет Северный Актау - меловые горы, такие же белые, как и горы на плато Актолагай. Высота гор хребта Северный Актау достигает 290 метров. Горы сложены известняками, мергелями и белыми глинами, что придает им непривычный для нашего взгляда цвет (белых гор на Урале нет...). Внешняя среда придала горам необычный вид...

Хребет Северный Актау, западный Казахстан Хребет Северный Актау, западный Казахстан Хребет Северный Актау, западный Казахстан Хребет Северный Актау, западный Казахстан

"Покрутившись" немного у подножья хребта Северный Актау (координаты: N 44º24,776´; E51º 36,180'), решили поехать дальше, но хребет Северный Актау достоин выделения большего времени для его посещения...

Недалеко от хребта, практически возле дороги, видны пока еще сохранившиеся остатки декораций съемок фильма "В ожидании моря".

Абаста - город, которого нет
Абаста - город, которого нет... (переход по ссылке или нажми на фотографию)

На самом деле это не заброшенное поселение, каких много и на просторах Казахстана, и на просторах родной России.

Абаста - это город - декорация, использованный несколько лет назад для съемок фильма "В ожидании моря". Фильм - драма (фильм вышел на экраны в 2013 году) об истории исчезновения Аральского моря и трагедии людей, живших у его берегов.

Координаты Абасты: N 44º24,072´; E51º 34,207'.

Карта проезда к мечети Шакпак - Ата
Следующая точка нашего автомаршрута по западному Казахстану - подземная мечеть Шакпак - Ата.

К мечети Шакпак - Ата можно проехать по грейдеру (что быстрее и проще) или по ущелью Шакпак тысай.

Мы проехали по ущелью, но:
во - первых, местные жители пасут там свой скот (преимущественно лошади) и перекрывают ущелье, чтобы они не убежали;
во - вторых, во время паводков и интенсивных дождей промоины у гор увеличиваются с каждым разом, что еще более затрудняет проезд.

На карте: красным цветом выделен трек, по которому проехали фактически, синяя черта - так, как лучше проехать.

Подземная мечеть Шакпак – Ата (переход по ссылке или нажми на фотографию) – мечеть, вырубленная в меловой скале, уникальная по своей природе и расположению, имеющая многовековую историю.

Подземная мечеть Шакпак - Ата
В недрах мечети археологи находили следы деятельности людей каменного и бронзового веков. Это место, окруженное мифами и легендами, почитаемое местными жителями и в настоящее время.
Считается, что изначально на этом месте была небольшая пещера, приютившая старца – отшельника, целителя необыкновенной силы – Шакпак – Ата. Целительная сила старца была известна за многие тысячи километров, и, согласно преданию, излечивал он любые болезни…

Не забывайте соблюдать тишину при посещении подземной мечети, и уважать веру людей, которые встречаются Вам на пути...

Координаты подземной мечети Шакпак - Ата (место, где оставляем автомобиль): N 44º26,278´; E51º 09,675'.

После подземной мечети выехали на берег Каспийского моря. Останавливаться на ночлег не стали - очень ветрено и холодно.

Следующая цель нашего автопутешествия - упавшая земля Жигылган. Приехали ночью, в густом тумане. Не ставьте машины и палатки близко к краю обрыва – края осыпаются, на земле в двух – трех метрах от края видны трещины.

Координаты упавшей земли Жыгылган (место ночлега): N 44º36,449´; E50º 50,082'.

Очень насыщенный получился день. Дневной пробег составил всего около 200 километров.

Наименование GPS трека третьего - четвертого дня (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 3 - 4 Актолагай - долина Шаров - Шеркала - Жыгылган.

День пятый: упавшая земля Жыгылган – источник Тампалы – Каспийское море

Благодаря зацепившейся за горный утес туче, утро нас встретило густым туманом, с видимостью не более 10 метров…

Тем не менее, упавшая земля Жыгалган - очень необычное и впечатляющее место полуострова Мангышлак.

Упавшая земля Жыгылган
Упавшая земля Жыгылган (переход по ссылке или нажми на фотографию) - огромная котловина, края которой имеют форму почти правильной окружности, нарушаемой с одной стороны Каспийским морем, с диаметром около 10 километров.

Природа образования Жыгылган однозначно не установлена: это может быть и карстовые процессы, и движение пород, а, может быть, это следы упавшего метеорита?!

Подъезжая к краям котловины нужно быть очень аккуратным - края осыпаются и могут обвалиться в любой момент.

Координаты упавшей земли Жыгылган (место ночлега): N 44º36,449´; E50º 50,082'.

Далее наш маршрут проходит вдоль Каспийского моря, с периодическими выездами на берег моря: голубая бухта, смотровые площадки.

По дороге заезжаем на источник Тампалы: источник, берущий свое начало внизу ущелья:

Источник Тампалы, западный Казахстан Источник Тампалы, западный Казахстан Источник Тампалы, западный Казахстан Источник Тампалы, западный Казахстан

Вниз спускаться не стали, ограничившись фотографиями, - спуск был бы проблематичным - явно выраженной тропы нет, склоны ущелья так и норовят осыпаться. Хотя, судя по всему, источник посещаем.

Координаты источника Тампалы (место, где можно оставить машину): N 44º35,116´; E50º 35,283'.

Полюбовавшись ущельем с источником, заехав в Форт Шевченко (где пополнили запасы продуктов и заправились), едем дальше, практически вдоль Каспийского моря.

Каменная площадка (смотровая площадка на море), координаты: N 44º17,036´; E50º 37,998':

Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан

Голубая бухта с прекрасным песчаным пляжем, координаты: N 44º10,239´; E50º 51,121':

Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан

Бухта оказалась обитаема. Помимо небольшого стада лошадок, нам встретилась еще и местная черепашка:

Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан Каспийское море, западный Казахстан

На ночлег остановились в заливе "Александра Бековича Черкасского", на мысе Саржа, увидев с дороги несколько деревьев (!), примерно в полутора километрах от берега.

Координаты места ночлега: N 43º10,270´; E 51º 29,209'.

Дневной пробег составил около 360 километров.

Наименование GPS трека пятого дня (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 5 Жыгылган - мыс Саржа.

День шестой: впадина Карагие – урочище Босжира – Бикет - Ата

Упавшая земля Жыгылган
На полуострове Мангышлак расположилась не менее интересная природная достопримечательность Западного Казахстана, одна из глубокий впадин мира, глубина которой достигает порядка 134 метров ниже уровня моря, - впадина Карагие (переход по ссылке или нажми на фотографию).
Происхождение впадины связывают с не окончившимся и в настоящее время процессом выщелачивания соленых пород и просадкой грунта.

Проехать до впадины можно на любом автомобиле, со смотровых площадок открывается превосходный вид на этот уникальный уголок природы.

Координаты впадины Карагие (смотровая площадка): N 43º33,624´; E 51º 47,534'.

Далее нас ждет достаточно длительный перегон в сторону Плато Устюрт - Урочище Босжира.

Плато Устюрт, Урочище Босжира
Плато Устюрт - огромнейшее плато, площадью более 200 000 километров, протянувшееся не только на территории Казахстана, но и Узбекистана и Туркменистана.

Урочище Босжира (переход по ссылке или нажми на фотографию), - скальная гряда, в розово - белых меловых тонах, больше похожая на неземной ландшафт, находится в западной части плато и также занимает достаточно большую площадь.

Урочище Босжира - это горы разнообразных причудливых форм, от перевернутой чаши до клыков древнего монстра...

Координаты Урочища Босжира (смотровая площадка): N 43º27,276´; E 54º05,068'.

Проехав Урочище Босжира, по пути уже в сторону дома, можно заехать в подземную мечеть Бекет - Ата. Мечеть находится внизу ущелья, в пещере. Спуск к мечети оборудован продолжительной лестницей. Для помещения мечети Бекет - Ата необходимо выделять не менее 2 - 2,5 часов. Место очень посещаемое, даже в будни к мечети приезжает большое количество автобусов с паломниками...

Пускают всех, платок на голове и закрытые руки/ноги для женщин обязательны.

Мы в мечеть не спускались (с нами была собака).

Координаты мечети: N 43º35,750´; E 54º04,841'.

Далее движемся уже в сторону дома, через степь, где - то по дорогам, в некоторых местах - напрямую по степи. Наш ориентир для выезда на трассу - поселок Сай - Утес.

На ночлег остановились в степи, в районе поселка Джангильдино, отъехав подальше от жилья.

Наименование GPS трека шестого - седьмого дня (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 6 - 7 мыс Саржа - Карагие - Босжира - граница с Россией.

День седьмой: дорога в сторону дома, переход границы

День седьмой прошел в основном в дороге. Возвращаться в сторону дома мы предпочли по отличному асфальту. Ориентир: Кульсары - Доссор - Атырау - Уральск - пос. Бурлино. В поселке Бурлино мост был закрыт на ремонт, соответственно, пришлось проезжать в объезд через Аксай (часть объездной дороги - грейдер).

Границу переходили в районе поселка Илек, ночью. На пограничном переходе мы были единственными, на территорию России проехали за 15 минут.

На ночлег остановились в гостинице в поселке Илек. В поселке две гостиницы, стоимость двухместного номера (очень чистый и приличный) составила 1 500 рублей. Правда, с нас взяли еще 500 рублей за собаку.

Общий пробег шестого - седьмого дня составил 1850 километров.

Наименование GPS трека шестого - седьмого дня (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 6 - 7 мыс Саржа - Карагие - Босжира - граница с Россией.

Наименование GPS трека восьмого - девятого дня пути (см. внизу страницы): Казахстан 2015 трек день 8 - 9 Илек - Крепости - Башня Тамерлана - Екатеринбург.

Дороги в Казахстане

Максимально допустимая скорость по трассам Казахстана 110 км./час. Максимально возможная скорость по некоторым участкам дороги, по которой разрешено ехать со скоростью 110 км./час, - 10 км./час…

Дороги мы разделили на три категории:
1) Идеальные, как в Европе. Дороги в Казахстане активно строят. Стараются строить качественно. Некоторые участки своим состоянием и монотонностью просто усыпляют.

2) Дорога есть. Иногда проще проехать рядом по степи, чем по такой дороге. Например, участок между границей с Казахстаном (при въезде со стороны г. Орск) и г. Актобе, или участок (см. фото вначале страницы).

3) Дорога в степи. Вполне себе приятно передвигаться. Потряхивает, если не очень накатана. Проезжая по степной дороге, особенно вблизи гор или провалов, необходимо соблюдать осторожность: периодически, в зависимости от грунта, попадаются промоины (могут быть приличной глубины и ширины), или «болотца глины».
Соблюдая осторожность, можно и напрямую по степи ехать.
Если едете по чужому треку, и видите «петлю», не всегда стоит срезать путь: возможно, это объезд очередного провала дороги.

Бюджет автомаршрута по Западному Казахстану

Казахские тенге
Используемая в Казахстане валюта – тенге.
Действующий курс, на май 2015 года, примерно 1 к 2,67 (т.е. за один рубль можно купить 2,67 тенге, по курсу ЦБ). Соответственно, курс продажи банком будет несколько больше.

При поездке в Западный Казахстан лучше брать с собой наличные тенге: далеко не все заправки (в т.ч. достаточно крупные) и магазины принимают к оплате карты. В крупных городах и на крупных сетевых заправках, безусловно, проблем с безналичной оплатой нет, принимают карты основных платежных систем: MasterCard и Visa. Также можно снять наличные в любом банкомате.

На одной из небольших заправках нам сказали: «- Принимаем только черные карты. - Это какие?! Ну, черненькие такие... Уточняю вопрос: «Виза или Мастер кард?!» «- Нет, только наши, черненькие»….

Учитывая, что наш автомаршрут был нацелен на природные достопримечательности, основные расходы – это топливо и, частично, продукты, приобретаемые по мере снижения запасов. Цены в Казахстане, в пересчете на рубли, примерно на 25 – 30 процентов ниже, чем в России.

1) Расходы на топливо.
Стоимость топлива в Казахстане: дизель – 96 тенге; 92 бензин – 99 тенге, 95 бензин – 126 тенге. Т.е. полный бак дизеля (в нашем случае - 90 литров) стоит 8 640 тенге, или в рублях примерно 2 212 рублей.
На всех заправках, даже принимающих безналичные платежи, можно заправляться «до полного»: сначала Вам заправят полный бак, а потом уже проводят списание с карты.
Всего расходы на топливо только на пробег по Казахстану составил порядка 40 500 тенге.
Расходы на топливо по России - около 10 000 рублей.

2) Расходы на продукты питания.
В силу практически полной продуктовой мобильности (продукты с длительным сроком хранения были приобретены дома), покупалось только самое необходимое: питьевая вода, хлеб, яйца, колбаса, «вкусняшки» и т.п. В магазинах продуктовый набор универсальный (следите за сроками годности, особенно в удаленных поселках), цены – примерно на 25 – 30 % меньше, чем в наших магазинах. В местные кафе не заходили, готовили самостоятельно.
Всего на продукты было истрачено примерно 2 000 тенге.

3) Расходы на проживание.
Как уже отражено выше, ночлег в гостинице только в дни въезда и выезда на территорию Казахстана.
Двухместных номер (с кондиционером, телевизором, холодильником, удобствами в номере) составил 7 000 тенге в сутки, в рублях примерно 1950 рублей. Останавливались в гостинице Султан (адрес ул. Бр. Жубановых, 276а; телефон (7132) 55-00-99, 55-11-77, 55-50-00). Пускают с крупной собакой.
Оплата гостиницы на обратном пути, на территории России в поселке Илек , составила 2 000 рублей за двухместный номер (в том числе 750 руб. с человека и 500 рублей за собаку(!)).

4) Прочие расходы.
В категорию прочих расходов отношу только автомойку: автомобиль мыли два раза. Стоимость экспресс мойки (с шампунем) составляет от 1 000 до 1 500 тенге.
Всего в прочих расходах 2 500 тенге.

Итого бюджет автомаршрута по Западному Казахстану составил около 35 000 рублей (на двоих и собаку, вместе с продуктами), наличных тенге с собой было около 50 000 тысяч тенге (в рублях порядка 18 700 рублей), остальные денежные средства - в рублях.

Необходимые вещи для авто путешествия по Западному Казахстану

Комплектацию автомобиля и продуктовый набор, конечно, каждый определяет для себя самостоятельно, исходя из личного опыта поездок и пищевых пристрастий.

При этом, советую обязательно взять:

1) Питьевая вода. С питьевой водой в Казахстане проблематично. Источников воды в степи мы не видели. Поэтому должен быть запас на несколько дней. Мы брали две десятилитровые канистры, впоследствии докупали в магазинах.

2) Запас газовых баллонов (для портативной газовой плитки). Ни в одном из поселковых магазинов мы не видели в продаже газовые баллоны. Необходимое количество считаем (примерно) так: один баллон на день на семью из троих человек, и три баллона запасных, при готовке два раза в день: полноценный завтрак и ужин.
На костре готовить не получится, в силу полного отсутствия не только дров, но и хоть какой – ни будь растительности, отдаленно напоминающей дерево.

3) Теплая одежда, сапоги: перепады температуры и внезапные дожди, особенно весной / осенью.
В жару, наоборот – от палящего солнца прятаться негде – жизненно необходимы легкая одежда, кепка на голову и средства от солнечных ожогов…

4) Канистра с бензином / дизелем. Лишней, конечно не будет, но нам не пригодилась.

Общий пробег маршрута (по России и Казахстану) составил около 6 000 километров.

Также Вам будет интересно:

По дороге в сторону дома, по пути, можно заехать посмотреть Наследницкую и Николаевскую крепости и башню Тамерлана.
Путешествие по Пермскому краю на автомобиле

Полезная информация для автотуристов:

Что нужно взять с собой в поход с палатками, список
Какие продукты взять на природу
Какую одежду взять в поездку
Как рассчитать бюджет путешествия на автомобиле
Походная аптечка туриста


Каталог: